Александр Дворкин, д-р философии, канд. Богословия
Одна из наиболее известных и заметных черт «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» (мормонов) — их храмы. Архитектурно вычурные, массивные и бросающиеся в глаза, они, несомненно, являются достопримечательностями градов и весей. Всего (на конец 2000 г.) в мире существовало 56 мормонских храмов. Еще 52 строились или были запланированы.
Обычно мы представляем себе храм как помещение для богослужения. Внутри храмового здания находится единое архитектурное пространство, предназначенное для совместных обрядов верующих. Однако мормонские храмы совсем иные: внешне помпезные и массивные, по своему внутреннему устроению они скорее напоминают особняки или дворцы, состоящие из множества отдельных внутренних помещений, каждое из которых служит определенной цели (или целям). Единого внутреннего архитектурного пространства не существует. Есть комнаты, залы, коридоры, подсобки. Все они предназначены для проведения особых тайных ритуалов.
Джозеф Филдинг Смит — шестой президент «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» — провозгласил: «Никто не может быть возвышен в целестиальном (небесном. — А. Д.) царстве, если он не прошел храмовых ритуалов». Мормонские храмы остаются закрытыми не только для людей, не принадлежащих к секте, но и для самих мормонов, «не заслуживших» этой привилегии. Для того чтобы попасть в храм, мормон должен вести образцовый (с точки зрения мормонизма) образ жизни и получить рекомендацию, заверенную его «епископом» (главой общины) и президентом кола (округа). Согласно оценке специалистов, храмовые церемонии проходят около 10% мормонов. Таким образом, 90% от общей численности сектантов вообще не попадают внутрь главных ритуальных сооружений мормонизма, уготовляя себе лишь второстепенную роль в мормонском эсхатологическом плане. Тайные храмовые ритуалы остаются для них неведомыми.
«Счастливчики», удостоившиеся попадания в храм, проходят там обряды «наделения», «заместительного крещения для мертвых» и «запечатления». Изредка над высшими чинами мормонской секты совершается обряд «второго помазания». Мормоны, дающие клятву сохранять содержание обрядов в строгой тайне, разучивают различные знаки и пароли, при помощи которых они рассчитывают быть пропущенными в небесное царствие, где смогут начать свой путь к превращению в полноправных и суверенных богов, воцарящихся со своими гаремами на своих планетах или галактиках.
Содержательная сторона мормонских обрядов и ее гностико-языческое наполнение анализировались (в том числе и нами) неоднократно. Сейчас мы хотели бы обратить внимание на происхождение внешней обрядовой стороны мормонских ритуалов или, как они называют их, «священнодействий», «таинств» и на контекст, в котором они возникли.
* * *
Мормоны считают свои храмы непосредственным продолжением возрожденного иудейского храма в Иерусалиме. Что касается архитектурной формы и внутреннего устроения иудейского храма в сравнении с мормонскими храмами, отсутствие какой-либо преемственности очевидно даже весьма малосведущему человеку. Иерусалимский храм состоял из двора (притвора), собственно храма (святилища) и Святого Святых. Во дворе, то есть непосредственно перед храмом, находился алтарь, на котором приносились кровавые жертвы; в помещении храма (святилища), куда допускались только священники, был кадильный жертвенник, а в Святая Святых, где Соломон разместил Ковчег Завета и изображения херувимов, заходил лишь первосвященник и только раз в год для произнесения святого Имени Божия. Никаких тайных храмовых ритуалов у иудеев не было. Впрочем, начиная с эпох Возрождения и Просвещения, европейские оккультисты стали утверждать, что в храме совершались некие тайные магические обряды, которым, дескать, научил Соломона строитель храма Хирам Финикиец. Ритуалы эти якобы после разрушения храма не были забыты и передавались по цепи поколений особо посвященных, покуда некоторые из них не основали «Общество вольных каменщиков» (франкмасонов).
Таким образом, когда основатель мормонизма Джозеф Смит объявил о строительстве «истинного и восстановленного» храма, устройство которого, также как и совершаемые в нем обряды, были открыты ему непосредственно Богом, возвращающим к жизни Свой иерусалимский храм и назначающим мормонов стать Новым Израилем, он фактически не сказал ничего нового. Такие утверждения уже делались неоднократно. Резонно поставить вопрос: насколько Смит был самостоятелен в этом утверждении, либо насколько он почерпнул его у своих масонских предшественников. Целый ряд фактов указывает на то, что Смит не только вдохновлялся масонскими теориями, но и занимался плагиатом, позаимствовав как целый ряд идей, так и форму, и тексты масонских ритуалов.